Зарегистрироваться
на тренинг

Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 100 гостей онлайн

Голосования

Подпишитесь и читайте

Новости сайта

Новости с форума


Елена Дагаева



5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ «ПОД КЛЮЧ»

5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Елена Дагаева

МОТИВАЦИЯ НА 100%

(часть первая)

Хорошее управление есть искусство делать проблемы столь интересными,

а их решения столь конструктивными, что каждый хочет взяться за работу

и справиться со всеми проблемами.

Поль Хаукен.

Мотивация – вот она головная боль для любого, кто мало-мальски сталкивается с необходимостью делегировать и управлять, в целом. И ладно, если она недостаточная. Это полбеды. А если ее нет вовсе?

Какой волшебной палочкой следует взмахнуть, какое магическое заклинание произнести, чтобы  тот, кому мы делегируем решение важной задачи, внимательно выслушав нас, засучил рукава и тут же принялся выполнять поручение? И выполнил бы его качественно и в срок?

И все же, давайте обойдемся без заклинаний. В решении данной проблемы нам помогут классики менеджмента, которые разработали немало теорий и полезных рекомендаций.

Разговор «по понятиям»

Для начала определимся с базовыми понятиями - «потребность», «мотивация», «стимул» - и разведем их.

Как известно, потребность определяется как нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности,  группы.

Осторожно напомню вам о знаменитой пирамиде А. Маслоу, дабы меня не закидали тапками. Уж о чем, а о  видах потребностей, которые выделил автор упомянутой концепции, вы наверняка хорошо осведомлены. Однако не все так просто.

Вот если задуматься, почему вы сейчас читаете эту статью? Попробуйте, опираясь на концепцию А. Маслоу, определить, какую именно потребность вы пытаетесь таким образом удовлетворить, и  вы убедитесь, что сделать это не так уж и легко.

С мотивацией еще сложнее. В рамках организационной психологии ее рассматривают и как свойство, и как процесс.

Мотивация как свойство – это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение.

О ком-то говорят: «у него исключительно денежная мотивация», имея в виду, что такой человек не станет работать «за спасибо» или ради высокой идеи. О другом, напротив, отзываются, как о творческом человеке, для которого самое главное – это выразить себя, он влюблен в сам процесс труда, а деньги – лишь приятное дополнение.

Мотивация как процесс – это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Даже не знаю, что сложнее – мотивировать себя или других. Хочется ответить, что других, но иначе в «копилке» достижений каждого из нас уже давно были бы совершенное знание как минимум двух языков и докторская диссертация.

Сказав, что сложнее мотивировать  себя – тоже погрешу против истины. В таком случае руководители не обращались бы ко мне в надежде на то, что я разработаю эдакую чудо-программу стимулирования персонала, в результате внедрения которой все работники дружно возьмутся за общее дело и доведут его до победного конца.

Стимул (лат. stimulus - стрекало, погонялка) – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина.

Это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение.

Стимулы принято делить на материальные (заработная плата, премии, путевки, личный транспорт, корпоративная связь) и нематериальные (престиж выполняемой работы, возможности карьерного роста, уважение, внимание, признание, возможность самореализации и т.п.) Разумеется, в выборе того или иного стимула должен быть реализован индивидуальный подход.

Если ваш подчиненный честолюбив, амбициозен, стремится к карьерному росту, то стимулы, используемые по отношению к нему, должны отличаться от стимулов, которые  следует применять в отношении сотрудника, стесненного в средствах.

Для того чтобы разобраться в хитросплетениях мотивации и выбрать правильный стимул, давайте ознакомимся с теориями мотивации зарубежных авторов. К сожалению, только зарубежных, поскольку отечественных теорий мотивации попросту не существует.

Кратко о теориях мотивации

Надо понять – если у человека нет эгоистической заинтересованности,

то не будет и полной отдачи. Так уж человек устроен, и бороться с этим бесполезно.

Василий Леонтьев.

На заре XX века доминирующей теорией мотивации была так называемая теория «Х» Фредерика Тейлора. Ее, теорию «Y» и теорию «Z» принято относить к первоначальным теориям мотивации.

Теории «Х», «Y» и «Z»

Основные положения теории «Х»:

-         индивид предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции;

-         в мотивах индивида преобладают биологические потребности;

-         индивид ленив и имеет унаследованную нелюбовь к работе;

-         по причине нежелания работать большинство людей только посредством принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать необходимые для выполнения целей усилия;

-         качество работы низкое, поэтому необходим постоянный, строгий контроль со стороны руководства.

Вспоминается анекдот.

Ленин на митинге:
- Отныне вводится 8-часовый рабочий день и 1 выходной!
Толпа:
- УРААА!
Ленин:
- Наладим работу – будет 2 выходных.
- УРААА!
- Внедрим новые технологии – будет 3 выходных.
- УРААА!
- Вот смотрю на вас – ни хрена работать не хотите…

Резюме: Необходим постоянный жесткий контроль за деятельностью работников. Главный стимул – принуждение, вспомогательный – материальное поощрение.

Как утверждал Адам Смит в своем знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», (1775 г.): "Заработная плата за труд поощряет трудолюбие, которое, как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением. Поэтому при наличии высокой заработной платы мы всегда найдём рабочих более деятельными, прилежными и смышлёными, чем при низкой заработной плате…»

И действительно, король автомобилестроения Генри Форд сумел добиться необычайно высокой производительности труда своих рабочих, выплачивая им самую высокую по тем временам сумму за час работы.

Принципиально отличается от теории «Х», теория «Y» Д. МакГрегора.

  • Основные положения теории «:

-         индивид готов брать на себя ответственность и стремится к этому;

-         в мотивации индивида преобладают социальные потребности;

-         человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или наказания в зависимости от условий труда;

-         внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

-         наиболее важным вознаграждением за результаты труда является то, которое связано с удовлетворением потребности в самовыражении.

Резюме: Качество и интенсивность труда работника напрямую зависят от возможности удовлетворить его потребность в самовыражении. Материальные стимулы являются второстепенными по отношению к нематериальным.

Создать условия для самовыражения на рабочем месте, - а это особенно важно для работников творческой направленности (дизайнеров, художников, рекламистов) - не так уж и сложно. Достаточно предоставить некоторую свободу в оформлении своего рабочего места. Как это делает, к примеру, руководитель известной дизайнерской студии Артемий Лебедев.

Наконец, третья теория – теория «Z»  совмещает в себе идеи теорий своих предшественников.

Основные положения теории «(В. Оучи):

-         люди предпочитают групповой характер работы и принятия решений индивидуальному;

-         в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

-         предпочтительнее использовать неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

-         существование индивидуальной ответственности за результаты труда повышает качество работы персонала;

-         забота администрации о работнике, обеспечение ему стабильной занятости гарантирует высокое качество работы персонала и его приверженность компании.

Резюме: Эффективным инструментом воздействия на персонал является предоставление социальных льгот и гарантий занятости, возможности работать в команде, наряду с существованием индивидуальной ответственности за результаты труда.

А с какой из первоначальных теорий мотивации Вы согласны в большей степени? Давайте это обсудим.

Продолжение следует.

© 2011 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru

 

Обсуждение статьи