Зарегистрироваться
на тренинг

Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 56 гостей онлайн

Голосования

Подпишитесь и читайте

Новости сайта

Новости с форума


Елена Дагаева



5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ «ПОД КЛЮЧ»

5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Елена Дагаева

УСПЕХ - ОТ СЛОВА "УСПЕТЬ"

(часть шестая)

В прошлый раз мы рассмотрели типичные заблуждения, мешающие реализовать делегирование полномочий. Хочется верить, что знакомство с этими психологическими «ловушками» и работа над их устранением привели к превосходным результатам.

Теперь вы действительно намерены использовать делегирование чаще в своей практике, но не знаете, как правильно организовать этот процесс, что можно делегировать, а что не стоит.

Значит,  самое время познакомиться с технологией делегирования.

К делегированию готов!

Как бы ни хотелось это признавать, но импровизация и делегирование –это вещи несовместимые. Грамотное делегирование включает в себя предварительную подготовку.

Так, известный бизнес-тренер Анна Моносова предлагает следующий алгоритм подготовки к процессу делегирования.

1 этап: Кто делегирует? С заблуждениями и вредными установками относительно делегирования мы уже определились. Будем считать этот этап благополучно пройденным.

2 этап: Что делегировать?

Давайте разберемся в том, какие задачи подлежат делегированию, а какие – нет.

По мнению гуру менеджмента, руководителю следует делегировать:

- мелкие поручения;

- рутинные задачи;

- подготовительную работу;

- узкоспециализированные задачи;

- важные средне- и долгосрочные задачи из сферы управленческой деятельности, которые могут мотивировать сотрудника и способствовать повышению его профессионального уровня.

Корректный перенос управленческих технологий работающими мамами в свою жизнь, дает прекрасные результаты. Ведь мы не только высвобождаем время для более важных дел, но и приучаем своих близких уважать и ценить наш труд. Наши дети благодаря этому растут более трудолюбивыми и самостоятельными.

Кстати, о детях. Думаю, мамам, (да и папам), будет интересно ознакомиться со следующей информацией.

Примерный перечень того, что должны делать дети по обслуживанию себя и близких (Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика плюс, 2000.)

3    года. Собирать игрушки и класть в определенное место; подметать пол; складывать на полочку одежду и белье; выбирать себе одежду на день и самостоятельно одеваться; вместе с мамой мыть посуду и протирать ее.

4 года. Накрывать стол; доставать из сумок покупки; кормить животных; помогать маме заправлять постели; вытирать пыль с мебели; готовить простой десерт.

5 лет. Разливать по стаканам сок или молоко; собирать ягоды в саду; застилать свою постель и убирать детскую комнату; чистить раковину и ванну; мыть зеркала; складывать белье и убирать его на разные полки; отвечать на телефонные звонки и набирать номер телефона; помогать маме кое-что готовить; помогать помыть машину; выносить мусор.

6-8лет. Поливать цветы; чистить овощи безопасной овощечисткой; вытряхивать коврики; готовить простую еду (бутерброды, фруктовый салат); вешать свою одежду на плечики в шкафу; сгребать листья и траву граблями; ходить вместе с мамой за покупками и нести их домой; выводить на прогулку собаку.

9-10 лет. Менять постельное белье; управляться со стиральной машиной, отмерять моющие средства; самостоятельно совершать покупки по списку в ближайшем магазине; гладить некоторые вещи; готовить еду для семьи, хотя бы по выходным; обслуживать гостей; планировать собственный день рождения и другие детские праздники; зашивать свою одежду и пришивать к ней оторвавшиеся пуговицы; мыть семейный автомобиль.

10-11 лет. Оставаться дома с младшими детьми; выполнять некоторые поручения, связанные с поездками на городском транспорте по знакомому маршруту; упаковывать свой чемодан; полностью сервировать стол, раскладывать блюда по тарелкам, убирать со стола и мыть посуду; нести ответственность за свои увлечения.

11-12 лет. Укладывать спать младших детей и читать им; помогать делать ремонт в квартире; чистить противни и плиту; следить за необходимым количеством продуктов в холодильнике; гладить свои вещи; стирать свое белье.

Как отмечает автор книги, если маленький ребенок потеряет интерес к работе, не закончив ее, лучше похвалить его за то, что он сделал, чем принуждать к продолжению. От более старших детей можно ждать большей последовательности, но и здесь нужно прежде всего отметить их вклад, а уже потом – качество сделанного.

К 10-12 годам ребенок способен делать практически все, и здесь необходимо выделить его «территорию» – то, за что он отвечает. Если ребенок несет ответственность за что-то по собственному выбору, то это может иметь массу полезных результатов: признание его взросления, полезность его для других, возможность похвалить его за сделанную работу, а если работа не выполнена, то не приходится его ругать и заставлять – и так очевидно, что сделать это нужно.

Задание 1. Cоставьте аналогичный перечень для своего ребенка, учитывая его возраст.

С тем, что можно и должно делегировать, мы определились. Теперь обсудим, что делегировать нежелательно или недопустимо.

Согласно правилам управленческого делегирования, не рекомендуется делегировать:

- актуальные, срочные операции, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки их выполнения;

- основные управленческие функции – постановку целей, стратегических задач; принятие решений по выработке политики предприятия; контроль результатов и т. п.;

- управление сотрудниками, их мотивацию (стимулирование членов команды, их оценка, вознаграждение);

- задачи высокой степени риска;

- нестандартные, особо сложные задачи;

- задачи конфиденциального характера.

И снова обратимся к не деловой сфере. Уверена, каждый из нас в состоянии отделить «зерна от плевел» и отличить стандартную задачу от нестандартной, просчитать степень риска того или иного поручения, а также понять – есть ли время на объяснения или в интересах дела, а порой, даже и безопасности, выполнить эту задачу самому.

Вспоминается сказка о Красной шапочке, где мама дала явно рискованное поручение своей дочери, исполнение которого, (если бы не дровосеки!), могло привести к трагическим последствиям.

Задание 2. Проанализируйте составленный вами перечень задач на предмет степени риска и нестандартности, учитывая индивидуальные особенности и возраст ребенка. Подкорректируйте список.

3 этап: Когда делегировать?

Здесь нам пригодится матрица Эйзенхауэра, в которой, как вы помните, задачи распределены по следующим четырем квадрантам:

Квадрант А. Важные-Срочные – проекты  с «горящим» сроком выполнения, неотложка.

Квадрант В. Важные-Несрочные – дела, ведущие к вашей стратегической цели.

Квадрант С. Неважные-Срочные – та самая каждодневная рутина, которая отнимает у нас уйму сил.

Квадрант D. Неважные-Несрочные – те самые злостные «пожиратели» времени (телефон, телевизор, Интернет).

Учитывая, что грамотное делегирование предполагает перепоручение задач типа В и С, то возникает закономерное предположение: делегирование тоже необходимо планировать. Делегировать нужно те задачи, которые еще не перешли в квадрант А и не стали важными-срочными.

4 этап: Кому делегировать?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, полезно ознакомиться со схемой Херси-Бланшара (Hersey P., Blanchard K. H. 1993)

Эта схема (www.kadrovik.ru) наглядно демонстрирует, что делегировать можно преимущественно тем сотрудникам, которые обладают достаточной квалификацией и мотивацией .

Рис. 1

Делегирование и другие способы воздействия на сотрудников



Применительно к не деловой сфере это означает, что тот человек, которому вы планируете делегировать то или иное поручение, должен обладать необходимым запасом знаний и навыков, а также быть мотивированным на выполнение поставленной задачи.

Отчасти мы затрагивали эту проблему в предыдущей статье. Что можно и нужно делегировать ребенку – обсудили выше.

Открытым остается вопрос о мотивации. Как стимулировать потенциального порученца на качественное и своевременное исполнение определенного проекта? Как правильно инструктировать его, чтобы не попасть в ловушку «испорченного телефона»? Как добиться ответственного отношения к порученному делу?

Об этом мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует.

© 2011 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru

 

Обсуждение статьи