Зарегистрироваться
на тренинг

Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн

Голосования

Подпишитесь и читайте

Новости сайта

Новости с форума


Елена Дагаева



5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ «ПОД КЛЮЧ»

5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Елена Дагаева

УСПЕХ - ОТ СЛОВА "УСПЕТЬ"

(часть пятая)

Работая 24 часа в день, человек может себя утроить.

Чтобы умножить себя больше, чем в 3 раза, единственный выход – научить других принимать на себя часть вашей работы.

Хайман Джордж Риковер

Вот мы и подобрались к одному из самых значимых и сложных навыков тайм-менеджмента, а именно – делегированию. Если кто-то из читателей думает, что этот навык следует развивать только руководителям, то он глубоко заблуждается.

Делегированию всегда есть место в нашей жизни. Особенно в жизни работающей мамы.

Когда я вижу женщину, которая по семь раз на дню «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», я испытываю не восхищение, а сожаление.

Женщина должна оставаться женщиной, быть очаровательной в своей слабости, а не превращаться в антикризисного менеджера или спасателя МЧС. Так и хочется спросить: «Пардон, а мужчина-то где? Разве это не его сфера компетенции – «бегущие кони», «горящие избы» и прочее тому подобное?» На что очень часто в ответ можно услышать: «Да его пока дождешься, и изба сгорит». Или: «Мне проще самой все сделать!» Или: «Лучше меня эту работу никто не сделает».

Ну, как говорится, хозяин – барин. Если вас устраивает формат жизни а-ля «белка в колесе», не смею задерживать. А тех, кто хочет научиться делегировать задачи не только на работе, но и в семье, равномерно распределяя нагрузку, попрошу остаться.

Почему мы избегаем делегирования

Делегирование – это передача задания, проекта или отдельных функций, (но главное, – ответственности!), для выполнения другому человеку.

Казалось бы, чего проще и приятнее, как перепоручить какую-либо работенку тому, кто может вас в этом деле заменить. Ан-нет, именно здесь и начинают «всплывать» внутренние ограничения, которые делают этот процесс практически невозможным.

Во-первых, нас начинают одолевать сомнения и даже страхи «запороть» дело. Типичные мысли-ограничители, которые приходят в голову в тот момент, когда мы задумываемся о возможностях делегирования, таковы.

У меня нет времени, чтобы объяснять, как все это делать.

Если следовать этому предписанию, то вы попадаете в еще более страшный цейтнот. Ведь, взвалив на себя кучу работы только по той причине, что вы не находите времени на инструктаж, вы лишаете себя всяких перспектив высвободить свое время в недалеком будущем. И тем самым уподобляетесь дровосеку из известной тренерской байки:

Идет человек по лесу и видит дровосека, который пытается срубить дерево совершенно тупым топором.

- Милейший, а почему бы вам не заточить свой топор? – обращается прохожий к дровосеку.

На что тот, не вытирая пот со лба, отвечает:

- Мне некогда точить топор, я должен рубить это дерево.

Лучше меня никто эту работу не сделает

Возможно, вы действительно справитесь с этой работой лучше, чем тот, кому можно было бы ее поручить. Не все задачи стоит делегировать (об этом чуть позже). Но если вы применяете это предписание ко львиной доле задач, которые вынуждены выполнять денно и нощно, позвольте мне усомниться в целесообразности ваших воззрений.

Так, следуя этой мысли, детей не стоит привлекать к домашней работе, поскольку они, в силу неопытности, конечно же, хуже нас взрослых: моют посуду, чистят обувь, вытирают пыль, пылесосят и т.д. А главное – шнурки! Да-да, разве они могут так же быстро и красиво, как мы, завязывать шнурки? Конечно, до определенного возраста – нет. Но ведь вы не собираетесь за них это делать всю жизнь? Не так ли?

Мне совершенно некому делегировать

Я соглашусь с этим утверждением только в одном случае – если вы живете на необитаемом острове. Ну, давайте же, наконец, расширим границы сознания и посмотрим вокруг. Разве мы не способны привлечь, в первую очередь, своих близких к решению тех задач, которые нам приходится делать ежедневно? (Делаю поправку – обращаюсь к женщинам).

Ваш супруг вполне способен при надлежащем инструктаже выполнить следующий перечень работ: сделать покупки; оплатить коммунальные услуги; погулять с ребенком; сделать уборку в квартире/доме;  приготовить обед; искупать ребенка и уложить его спать. И поверьте, удовольствие при этом получите не только вы, но и он. В первую очередь от осознания, каков его вклад в уют и гармонию семейных отношений.

Да, я уже слышу ропот блюстителей разделения труда в семейной сфере. Мол, богу – богово, а кесарю – кесарево. Мужчина пусть деньги зарабатывает, а женщина – отвечает за уют домашнего очага.

Но, дамы и господа, семья – это «совместное предприятие» и, если уж на то пошло, то давайте и домашнюю нагрузку распределять равномерно.

Даже если мужчина – генеральный директор крупного предприятия,  или маститый ученый, или выдающийся спортсмен (музыкант, художник) и т.д. и т.п. это не означает, что ему нельзя ничего делегировать. Здравый смысл обязательно подскажет, какие задачи можно делегировать без ущерба для его имиджа и отношений.

Один мой знакомый врач – владелец собственной частной клиники и весьма занятой человек, – обожает готовить и делать уборку в квартире. До сих пор помню, как приходя в гости к его дочери, я видела его моющим полы в квартире и удивлялась, - ну, как же это занятие может ему нравиться?

Правда, при состоятельном и успешном муже можно нанять домохозяйку и делегировать задачи ей. Возможен и такой вариант.

Никто не захочет выполнять мою работу

А вот тут стоит всерьез поразмыслить над причинами, которые породили такие мысли. Если ваши попытки делегировать часть задач натолкнулись на непонимание или даже агрессию – не спешите расстраиваться и пасовать. Попытайтесь, прежде всего, выяснить у партнера причины его поведения. Вполне возможно, за этим стоит страх ответственности, страх критики с вашей стороны, неуверенность в том, что ему это поручение по плечу.

Поэтому ваша задача – развеять эти сомнения, создать положительный настрой и вселить уверенность в то, что он с этой задачей справится. Ну, а если возникнут какие-то сложности – вы всегда придете на помощь и проконсультируете его.

Необходимо, чтобы сам исполнитель был заинтересован в выполнении делегированной задачи и в достижении данного конкретного результата. Чем можно заинтересовать? Во-первых, самим  процессом выполнения этой задачи.

К примеру, задача носит творческий характер (выбрать обои для кухни, купить подарок родственнику на день рождения, определиться с местом и формой отдыха на ближайшие выходные). Для некоторых исполнителей мотивирующим фактором может являться высокая степень автономности поручаемой задачи. Для кого-то – возможность общения с людьми и т.д.

Во-вторых, мотивировать можно и тем результатом, который будет достигнут в итоге. Подберите такие аргументы, чтобы тот,  кому вы поручаете задание, понимал – в его интересах выполнить это задание. Выиграют, в конечном счете, все.

Итак, для того, чтобы научиться делегированию, проанализируйте, для начала, какие именно установки мешали вам начать использовать этот инструмент в своей повседневной жизни прежде.

О том, как правильно организовать процесс передачи полномочий - мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует.

© 2011 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru

 

Обсуждение статьи