Зарегистрироваться
на тренинг

Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 35 гостей онлайн

Голосования

Подпишитесь и читайте

Новости сайта

Новости с форума


Елена Дагаева



5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ «ПОД КЛЮЧ»

5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Елена Дагаева

СИНДРОМ "МАЛЕНЬКОЙ СЕРОЙ ПТИЧКИ"

"Как-то раз на берегу озера сидела одинокая маленькая серая птичка и грустила о своей никчемной доле.

Вдруг на озеро прямо с неба спустились большие красивые белые птицы и стали делиться впечатлениями о своих путешествиях. Послушав их рассказы, птичка с нескрываемой завистью вздохнула и произнесла:

–  Хорошо вам, летаете повсюду, мир видите, а я сижу в этой дыре, ничего, кроме этого озера и не видела. Так и жизнь вся мимо пройдет!

–  Так в чем же проблема? – удивились большие красивые белые птицы. – Знаешь, маленькая серая птичка, а давай мы возьмем тебя с собой. Ты наконец-то увидишь теплые дальние страны.

–  Ага …– тоскливо проныла маленькая серая птичка. – А вдруг вы остановитесь на ночлег, а наутро забудете обо мне. И что я там буду делать – одна, в незнакомых краях, с такими маленькими серыми крылышками?

–  Знаешь, маленькая серая птичка, –  сказали большие красивые белые птицы, – а давай мы устроим дежурство, и тогда мы обязательно заберем тебя с собой.

–  Ага …– тоскливо проныла маленькая серая птичка. – Вот прилетим мы в дальние теплые страны, и вы там будете высиживать своих птенцов, разбившись по парам. А я что буду делать в теплых странах с такими маленькими серыми крылышками?

–  Знаешь, маленькая серая птичка, – сказали большие красивые белые птицы, – а давай мы найдем тебе пару, и вы вместе полетите в дальние теплые страны, и тоже будете высиживать там птенцов.

–  Ага …– тоскливо проныла маленькая серая птичка. – А вдруг мы не сойдемся характерами, и я останусь в незнакомых дальних странах одна с птенцами.

– Знаешь, маленькая серая птичка, – сказали большие красивые белые птицы, – а иди-ка ты в ж…!

И, взмахнув большими белыми крыльями, птицы взлетели и продолжили свой путь".

Уже слышу насмешливые, местами возмущенные возгласы читателей: «Эта птичка точно не дружит с головой. Ее поведение нелогично!», «Зачем прозябать «в дыре», если есть реальная возможность изменить жизнь к лучшему?», «Если птичка – дура, то это надолго».

Так ли уж необычно, на самом деле, поведение «маленькой серой птички»? К сожалению, такое «нелогичное» поведение достаточно распространено, в особенности у прекрасной половины человечества. Но обо всем по порядку.


Страх успеха: история открытия

Если перевести притчу о птичке на язык психологии, то речь идет о феномене, который в психологической литературе получил разные обозначения: боязнь успеха, страх успеха, мотив избегания успеха. Вне зависимости от того, как это называется, речь идет об одном и том же явлении: привычке прятаться от возможностей и перспектив, которые порой щедро, буквально на блюде, преподносит нам судьба.

Впервые этот интересный феномен был открыт и описан в 60-х гг. прошлого столетия американским психологом Мартиной Хорнер, чья методика и открытое ею явление привлекли внимание не только ученых, но и вызвали за рубежом большой общественный резонанс.

В России об этом явлении стало известно относительно недавно, благодаря работам Т.В. Бендас, Г.В. Турецкой, И.С. Клециной. В отечественной психологии применяется адаптированный вариант методики М. Хорнер, предложенный Т.В. Бендас.

Каким же образом М. Хорнер обнаружила этот необычный эффект? В своем исследовании М. Хорнер использовала авторскую проективную методику. Испытуемым (студентам медицинского колледжа) предлагалось дописать рассказ, где главным героем или героиней был индивид их пола. Этот человек добился больших академических успехов, его, возможно, ожидал успех и в будущем – нужно было представить его дальнейшую судьбу и охарактеризовать его личностные качества. При этом ситуация изображалась так, что у героя рассказа был выбор: или с блеском закончить обучение и выйти по рейтингу на первое место в группе, или уступить представителю противоположного пола. Именно в этом месте повествование обрывалось, и нужно было предложить свою версию развития событий.

Результаты оказались довольно-таки шокирующими. В первом же исследовании подавляющее большинство мужчин-испытуемых (90%), предвкушая будущий успех, связывали его с положительными эмоциями и приятными событиями: успех обеспечивал благополучие, безопасность, счастье. В то время как 65% женщин были обеспокоены теми последствиями, которые могли сопровождать их профессиональный успех, а именно: потерей женственности, осуждением близких людей, ухудшением взаимоотношений с ними. Многие девушки негативно описывали главную  героиню (проективный образ), которая предположительно добилась наилучших результатов среди других студентов: они характеризовали ее как несчастную, агрессивную, незамужнюю, честолюбивую, использующую семью и друзей в целях карьеры.

Обнаруженный феномен был назван мотивом избегания (или боязнью) успеха. Хорнер разъяснила, что это не означает стремления к неудаче, а просто указывает на страх перед успехом из-за тех негативных последствий, которые могут его сопровождать (в частности, самый мощный страх вызывала потеря женственности – испытуемые-женщины говорили, что они хотят быть только женами и матерями).

Мартина Хорнер обращала внимание на то, что избегание успеха способно тормозить реальные результаты деятельности, блокировать активность и мотивацию достижения. Наиболее ярко, по ее мнению, этот эффект должен проявляться у способных женщин, ориентированных на высокие достижения, и в ситуации, где достижения женщин сравниваются с достижениями значимых мужчин – друзей или возлюбленных (т.е. там, где реально можно увидеть негативные последствия своих достижений).

Таким образом, этот феномен, по мнению М. Хорнер, связан не с успехом, а с отношениями с мужчинами – женщины готовы отдать им пальму первенства, чтобы сохранить эти отношения. Это дало ее коллегам Э. Маккоби и К. Жаклин основание считать  данный феномен избеганием конкуренции, а С. Кросс и Л. Мэдсон – боязнью испортить отношения с близкими людьми.

Почему мы прячемся от успеха?

Конечно, успех, в чем бы он ни выражался, неизменно предполагает встречу с неизвестным, а неизвестность вызывает тревогу и страх. И тогда злополучный «внутренний голос» начинает нас отговаривать от «безумных» поступков.

Ситуация 1. Молодой маме предлагают выйти на работу.

Внутренний голос:

- А как ты собираешься совмещать дом и работу? Хочешь, чтобы ребенок и муж остались без твоего внимания? Лучше посиди-ка дома еще год. На работу всегда успеешь.

Ситуация 2. Молодому специалисту предлагают возглавить отдел.

Внутренний голос:

- Чтобы стать хорошим руководителем, надо долго учиться, нужны особые знания. Ты ими на данный момент обладаешь? Нет. Вот подучишься – тогда вперед.

Ситуация 3. Опытному, но недостаточно уверенному в себе работнику, предлагают повышение.

Внутренний голос:

- Там, где карьера, там – козни, враги, завистники. Куда ты лезешь? Хочешь провести свою оставшуюся жизнь среди змей и пауков? Сиди и не высовывайся.

Ситуация 4. Наемный работник хотел бы организовать свой бизнес.

Внутренний голос:

- Ты с ума сошел! Здесь тебе какую-никакую зарплату платят, но зато регулярно. А если прогоришь? Кто за тебя кредиты выплачивать будет?

В основе всех этих рассуждений нашего «внутреннего голоса» лежат деструктивные установки.

К примеру:

- Успех и богатство вызывают зависть и желание навредить.

- Невозможно успешно совмещать профессиональную и личную жизнь.

- Преуспевающая деловая женщина всегда несчастна.

- Быть богатым – опасно для жизни.

Одним словом, за успех надо расплачиваться. То ли здоровьем, то ли счастьем в личной жизни, то ли самой жизнью.

Поэтому первый шаг на пути преодоления страха успеха – это выявление ваших деструктивных установок. И замена их на конструктивные.

 

P.S. Кстати, в основе притчи о маленькой серой птичке лежит старый добрый тренерский анекдот.

© 2011 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru

Обсуждение статьи