Зарегистрироваться
на тренинг

Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 65 гостей онлайн

Голосования

Подпишитесь и читайте

Новости сайта

Новости с форума


Елена Дагаева



5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ «ПОД КЛЮЧ»

5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Елена Дагаева

ТИМБИЛДИНГ, ИЛИ КАК ПРЕВРАТИТЬ

ВАШИХ СОТРУДНИКОВ В ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ


Какой руководитель не хочет, чтобы в его компании собрались настоящие профессионалы и дружно взялись за общее дело, не тратя времени на выяснение отношений и интриги? Как превратить сотрудников из пассивной или сопротивляющейся любым нововведениям массы в единомышленников, болеющих душой за общее дело? Все это вопросы, на которые, при всей их сложности, есть ответ.

Уже не первый год «тимбилдинг» или попросту – командообразование – занимает почетное второе место в рейтинге корпоративных тренингов, уступая в своей  популярности лишь тренингам продаж. Несмотря на то, что интерес к командопостроению  в ряде случаев вызван модой («все заказывают «тимбилдинг», а мы чем хуже?»), радует то, что востребованность данных тренингов так или иначе связана с осознанием руководителями значимости внутренних ресурсов организации в борьбе за место под солнцем.

В бизнес-реальности XXI века, когда технологии легко копируются, кредитные финансы вполне доступны,  а переманивание ценных сотрудников становится нормой, дальновидные руководители делают ставку на эффективное использование нематериальных внутренних ресурсов – одним из которых является командная работа. То, что слаженная команда профессионалов вполне способна обеспечить компании уникальность и устойчивое конкурентное преимущество, не вызывает сомнений. И все же остается открытым ряд вопросов:

- Что такое команда и  в чем ее отличие от коллектива?

- Каждой ли организации имеет смысл заниматься командообразованием?

- Наконец, если строить команду, то как?

Команда и  некоманда: найди десять отличий

Понятие «команда» является одним из наиболее широко тиражируемых в сфере управления человеческими ресурсами и, как показывают опросы руководителей, символизирует собой идею дружной слаженной работы профессионалов, которые понимают друг друга с полуслова и рвутся в бой за общую идею.

Если исходить из сложившегося в современном менеджменте понимания, команда – это объединение профессионалов, основанное для реализации целей и задач компании. Основным эффектом взаимодействия, выделяющим команду из других организационных форм, является синергия, т. е. увеличение эффективности системы по сравнению с простой суммарной эффективностью ее частей (выражаемая формулой 1 + 1= 5), а основной характеристикой деятельности – высокий уровень рефлексивной самоорганизации, т. е. постоянно осмысливаемых организационных изменений (как в постановке целей, так и в разрешении возникающих проблемных ситуаций). Ключевыми словами для определения  высокоэффективной команды являются: уникальность, доверие, профессионализм, результат.

Команда – это, прежде всего:

Наличие общей цели, которая разделяется всеми участниками процесса и каждый несет ответственность за ее достижение. Успех всей команды становится для участников важнее их личных интересов.

Наличие разделяемых способов достижения цели. Речь идет о проблеме, возникшей у героев известной басни, которые взялись вести воз. У них была общая цель, но способы ее достижения были весьма различными. Поэтому в команде необходимо сформировать разделяемые и согласованные способы достижения цели.

Взаимозависимость. В команде все зависят друг от друга. Если ошибается один ее член – теряют все.

Наличие лидера. Формально идет речь о человеке, вокруг которого формируется команда. Команда, как правило, создается либо под цель, либо под лидера, для лидера становится значимым и ценным мнение и позиция каждого члена команды.

Наличие противника/конкурента. Установлена закономерность: присутствие или хотя бы образ общего врага сплачивает людей. Поэтому присутствие постоянной угрозы, соперника держит команду в тонусе.

Распределение ролей. Каждый член команды понимает и принимает свою роль, и осознает, как она связана с общими целями и предполагаемыми результатами. Для того чтобы сотрудники захотели выполнять задачу совместно, для этого надо, чтобы каждый находился на своем месте, был услышан и чувствовал значимость своего вклада в общее дело. В этом  случае каждый член команды реализует свои сильные качества.

Таким образом, команда воплощает те умения и качества, которые невозможно требовать от отдельного сотрудника: качества блестящего аналитика и дипломата, лидера и исследователя, и, конечно способность работать в тяжелых условиях и находить решения в нестандартных ситуациях. Все эти признаки обусловливают главный секрет команды – синергию.

Так что команда – сама по себе огромный ресурс и конкурентное преимущество. Именно поэтому ее построение выгодно компании.

Что касается коллектива, то коллективом (от лат. «собирательный») можно считать большинство рабочих групп со своими традициями, правилами, устоявшимся составом. Обычно члены коллектива связаны общими интересами и личными отношениями, однако общей цели у них может и не быть – каждый работает над своей задачей. Например, группа менеджеров по продажам, работающих в одном офисе, со сложившимися традициями и ритуалами, совместными праздниками и т.п., без сомнения является коллективом, но не командой, поскольку каждый сотрудник имеет свой индивидуальный план продаж, а в ходе работы менеджеры практически не взаимодействуют, ограничиваясь обменом информацией.

И  напротив, группа консультантов, собранная для реализации конкретного проекта, становится эффективной командой, если между специалистами организовано четкое взаимодействие, и они нацелены на достижение общего результата.

Зачем это нужно именно вам?

О командообразовании руководителю имеет смысл всерьез задуматься, если в его компании присутствуют следующие проблемы:

- спад мотивации, выражающийся в сокращении числа продаж, ухудшении качества сервиса, пассивности сотрудников, нежелании брать на себя дополнительные функции;

- низкая лояльность персонала, которая выражается в увеличении претензий к руководству со стороны подчиненных, деструктивной критике их действий;

- преобладание у сотрудников личных целей над общими;

- несогласованность в работе подразделений, неэффективные коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали;

- высокая частота конфликтов, как между руководителями разных уровней, так и между сотрудниками одного подразделения;

- повышенная «текучесть» кадров;

- неблагоприятная атмосфера в коллективе, подсиживание, наушничанье, поиск виноватых;

-  негативное отношение сотрудников к обучению, повышению квалификации,  нежелание применять полученные знания на рабочих местах.

Если хотя бы несколько из перечисленных утверждений характеризуют ситуацию в вашей компании, займитесь поиском специалистов по командообразованию. В тех же компаниях, где действуют нормы групповой ответственности за результат, создание команд просто необходимо.

Что должно измениться после тренинга командообразования?

Индикатором образования команды является кардинальное изменение норм и правил взаимодействия. Перечислим лишь несколько примеров изменений, которые влечет за собой грамотно проведенный тимбилдинг:

В решении рабочих вопросов цели компании начнут преобладать над личными. Появится объединяющая задача – сохранение командного взаимодействия для достижения запланированных результатов.

В процессе формирования команды ее члены очень хорошо узнают друг друга. Это не означает, что все обязательно начнут друг друга любить. Но члены команды научатся прогнозировать поведение и реакции каждого по отношению к рабочей ситуации. Возникающие в группе разногласия уже не будут приводить к конфликтам. Команда не станет их избегать, а начнет относиться к ним как к необходимой составляющей в поиске лучших решений рабочих вопросов. Сотрудники перестанут переходить на личности в сложных ситуациях.

Сотрудники начнут рассматривать критику как неотъемлемую часть поиска наиболее эффективных решений. Изменится и направленность самой критики: она будет ориентирована на устранение препятствий, с которыми столкнулась группа, а не на поиск «козла отпущения».

Обсуждение проблем в команде станет более свободным, личные амбиции уйдут на второй план. Появится высокий уровень доверия и принятия каждого члена команды. Участники группы начнут лучше слушать и слышать друг друга.

В обсуждении и поиске решений поставленных задач будут задействованы все члены команды. Отвечать за результат станет не только руководитель, а вся группа. Это не уход от личной ответственности каждого, а ее равномерное распределение среди всех участников процесса с учетом квалификации.

Атмосфера внутри команды станет более комфортной. У сотрудников повысится заинтересованность в работе и ее результатах. Они начнут проявлять инициативу, искать новые идеи, стремиться к повышению своей квалификации.

Когда «тимбилдинг» не нужен

Если организация не прошла в своем развитии этап делового администрирования, нет системы материального и нематериального стимулирования,  организационная структура предприятия не приобрела четких очертаний, имеет смысл разобраться вначале с вышеперечисленными задачами, а затем уже приступать к командообразованию.

Если в организации производительность труда повышается за счет индивидуальной конкуренции, то создание команд будет противоречить задачам компании и принятым в ней нормам и правилам.

Если руководитель морально не готов учитывать мнение персонала и предоставить большую свободу действий сотрудникам в реализации задач компании.

Опыт показывает, что первый и самый сложный шаг на пути к созданию команды для руководителя – начать эти изменения с себя.

© 2011 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru

Обсуждение статьи