Зарегистрироваться
на тренинг

Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 101 гостей онлайн

Голосования

Подпишитесь и читайте

Новости сайта

Новости с форума


Елена Дагаева



5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ «ПОД КЛЮЧ»

5 ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

 

 

Елена Дагаева

КЕМ БЫТЬ? ВОТ, В ЧЕМ ВОПРОС

 

Вот и началась «горячая» пора для старшеклассников. Сдача ГИА, ЕГЭ, а затем поступление в колледж или ВУЗ – все это значительный стресс для детей, а еще больше – для родителей. Именно их ждут бессонные ночи, вызванные тревогой за будущее ребенка. Ведь далеко не все чада к моменту сдачи экзаменов определились с выбором профессии.

Больше всего повезло родителям тех ребят, чьи профессиональные предпочтения являются ярко выраженными, узконаправленными и стабильными. Как правило, среди них немало тех, кто уже продемонстрировал определенные успехи и достижения в период обучения в школе.

"Юные таланты" и "призванные"

Кирилл – победитель всероссийских Олимпиад по математике. Родители Кирилла – инженеры, работающие в одном из КБ города сумели вовремя распознать и развить способности сына. «Его всегда интересовали цифры, вычисления, трудные задачки, ребусы», - вспоминает мама Кирилла. – «Любимые предметы в школе – математика, физика, информатика. В принципе, он и с гуманитарным циклом справляется легко. Но явное предпочтение отдает точным наукам». Неудивительно, что Кирилл остановил свой выбор на ведущем техническом ВУЗе страны – МФТИ. Тем более, что ему, как победителю Олимпиад, полагаются льготы при зачислении.

Анна – из семьи музыкантов: и папа, и мама, и даже бабушка – преподаватели в музыкальной школе. По словам отца, девочка научилась петь раньше, чем говорить. Прекрасные вокальные данные Анны оценили по достоинству жюри городских, региональных и всероссийских конкурсов. Сейчас девушка готовится к поступлению в консерваторию им. Рахманинова, берет уроки вокала у маститых педагогов, которые прочат ей славу второй Елены Образцовой.

У читателя может сложиться впечатление, что непременным условием развития талантов детей и соответственно их раннего профессионального самоопределения является наследственный фактор. Конечно, все наслышаны о династиях представителей искусства и науки. Семейство Бахов подарило миру более 50 музыкантов, из которых наиболее известным стал Иоганн Себастьян. Однако бывают и исключения.

Ангелина – победительница международных соревнований по спортивным бальным танцам пришла в эту сферу вовсе не по стопам родителей. Никто из семьи не был замечен в любви к танцам. «У нас в семье танцует только младшенькая», - смеется ее бабушка. Внимательные родители очень рано заметили неподдельный интерес девочки к танцам. «Как только начинала звучать музыка, Ангелина пускалась в пляс. Причем ее движения были такими грациозными, плавными, как будто ее кто-то уже обучил, - вспоминает мама. – Вот мы и решили отдать ее в школу бальных танцев. Как оказалось – не напрасно».

Еще одна категория детей, у кого не возникает проблем с профессиональным самоопределением, это «призванные».

Марина с детства мечтает стать ветеринаром. Любимым литературным героем был доктор Айболит. Еще будучи ребенком она подбирала на улице раненных птиц и лечила их. В доме царил «культ» домашних питомцев – подопечными Марины были то хомячки, то попугайчики, то морские свинки. Самым желанным подарком на День рождения для Кристины становился, конечно же, очередной питомец. За годы взросления любовь девочки к животным только окрепла, поэтому выбор будущей профессии ей дался абсолютно легко. «Я знаю, что это мое призвание – лечить животных, ухаживать за ними», - с полной серьезностью утверждает Кристина. И глядя в ее не по возрасту серьезные глаза, невольно ей веришь. Родители, не имеющие никакого отношения к этой профессиональной сфере, поддерживают выбор дочери. Тем более, что с каждым днем ветлечебниц в городе и стране становится все больше и больше. «Мы уверены, что наша девочка не останется без работы», - заявляет мама Марины.

Сергей коллекционирует камни различных пород, минералы. «Куда бы мы не ехали отдыхать, возвращались всегда с чемоданом камней. Из всех Сережиных трофеев можно уже было бы крепость сложить», - с улыбкой констатирует мама Сергея. Для мальчика же увлекателен не только процесс коллекционирования различных камней, но и сам процесс их поиска, изучение их характеристик. В своем решении относительно профессии Сергей непоколебим: после долгих дискуссий в семье был принят вердикт поступать в МГУ на геологический факультет.

В самом неприятном положении оказываются те абитуриенты, кто до сих пор не определился с профессией, чьи способности и профессиональные предпочтения либо необычайно разносторонни, либо не столь очевидны и стабильны.

"Отличники", "флюгеры" и "темные лошадки"

«Отличники» – категория абитуриентов, которые демонстрируют успехи по всему циклу предметов школе. Им все дается легко, без напряжения, но они также не высказывают особого пиетета к какой-либо из профессий.

«Да, в общем-то я знаю, что могу преуспеть практически в любой области, – пожимает плечами Аркадий. – Родители склоняют к получению технической специальности, ну оно и понятно – сами инженеры, хотят, чтобы я шел по их стопам. А я не уверен, что это «мое». Может, мне стоит себя попробовать в финансах? Или пойти в юристы. Эти профессии престижны во все времена. А еще уважают медицинских работников. Вот, пластический хирург – чем не отличная профессия?»

«Флюгеры» – подростки, чьи интересы и профессиональные предпочтения невероятно изменчивы.

«Я не знаю, что с ней делать», – сокрушается мама пятнадцатилетней Ирины. «У нее семь пятниц на неделе! Сегодня она хочет быть психологом, а завтра захочет быть дизайнером».

«Понимаете, – со слезами на глазах признается Ирина, – я сама не могу определиться, кем быть. Мне интересно многое – и люди, и путешествия, и другое. Я очень люблю заводить новые знакомства, «тусить», «зажигать», но потом внезапно хочется замкнуться в своем мирке, побыть одной, просто читая книгу, или рисовать какие-нибудь фантастические картины. А к профессии у меня только одно главное пожелание – чтобы она была интересной, не скучной. Точно знаю, что технику не люблю и бумажную работу, где надо корпеть над каждой буквой и цифрой. Вот, пожалуй, и все».

Наконец, «темные лошадки» – те абитуриенты, которые на вопрос о том, кем они хотели бы стать, пожимая плечами, отвечают: «Не знаю».

Начиная интеллектуальный штурм проблемы самоопределения детей последней категории, ты поначалу чувствуешь, как будто упираешься в глухую стену. Но после беседы с родителями, а также общения с самим подростком, тугой «узел» проблемы начинает потихоньку ослабевать. Ты   видишь свет в конце туннеля и в очередной раз ловишь себя на мысли о том, что безвыходных ситуаций не бывает.

Продолжение следует.

© 2013 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.proactiveclub.ru

Обсуждение статьи